четверг, 27 августа 2015 г.

СПРАВКА

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения детей раннего возраста

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Наше образовательное учреждение посещают дети с малыми и затухающими формами туберкулеза. Особенность таких детей – быстрая утомляемость, невозможность долгое время сосредоточивать внимание на одном виде деятельности, поэтому мне, как педагогу, необходимо иметь в арсенале большое количество разнообразных игр и игровых упражнений, чтобы быть  интересным для детей, чтобы дети не теряли внимание на протяжении всего игрового занятия.   
Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным, но иногда бывает сложно подобрать необходимые материалы для занятия, поэтому создаю презентационные материалы с помощью программы PowerPoint.
Программа Microsoft Power Point  даёт возможность создать очень занимательные разнообразные презентации, слайд-шоу в соответствии с возрастом детей, что позволяет организовать непосредственно образовательную и совместную деятельность с детьми эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывающей живой интерес, они являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время на запоминание нового, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, у детей значительно возрастает интерес к познавательной и игровой деятельности.

Об эффективности применения данной технологии (ИКТ) в педагогической практике говорят позитивные факторы:
  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать; 
  • у воспитанников повышается мотивация к познанию за счет привлекательности  мультимедийных эффектов. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание детей; 
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; 
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.


Благодаря наглядности и интерактивности, дети охотнее вовлекаются в активную работу. У детей повышается концентрация  внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. 
Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, повышает мотивацию.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности в раннем возрасте – не более 10 минут, из них непосредственно с компьютером - не более 5 минут, остальное время – подвижные игры, логоритмические упражнения, продуктивные виды деятельности. 
Анализ педагогических наблюдений за детьми во время игровой развивающей деятельности с использованием мультимедийных продуктов показал, что  организованная таким образом деятельность вызывает положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее гармонизирующее и развивающее воздействие на детей. Вызывает желание рассмотреть, исследовать, познать, действовать, играть. Дает почувствовать нежность, удивление и восхищение миром живой природы, увидеть на большом экране крупным планом – чудеса природы, окружающего мира. А детские эмоции, восторженные глаза и желание встречи – самый лучший показатель эффективности использования информационно-коммуникационных технологий и в дошкольном возрасте. 
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия с детьми раннего возраста можно проводить 1-2 раза в месяц.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
  • ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
  • Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.


Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по использованию современных ИКТ
первая младшая группа «Цыплята», воспитатель Шайдарова Ж. В.

НОД, игры, упражнения
Повседневная жизнь
Сентябрь
Презентация с голосовым сопровождением
 «Наши уточки с утра…»
Слайд-шоу с фотографиями детей и родных «Я пришёл в детский сад!»
Октябрь
Осенний досуг с мамами
Презентация с музыкальным сопровождением «Краски осени»
Слайд-шоу «Надо, надо умываться!»
Ноябрь
Презентация с изображением овощей.
Дидактическая игра “Угадай, что это?» 
Слайд-шоу с фотографиями из жизни группы
Декабрь
Презентация «На птичьем дворе» с голосовым сопровождением
Слайд-шоу с праздничными, новогодними иллюстрациями
Январь
Презентация «Дикие животные» с голосовым сопровождением
Презентация «Как мяучит кисонька?». Музыкально-ритмическая игра
Февраль
Презентация с музыкальным фоном «Цветные истории»
Слайд-шоу сказки «Репка»
Март
Презентация «Что есть в лесу?»
Слайд-шоу «Логоритмика»
Апрель
Презентация «Фрукты»
Слайд-шоу «Музыкальные инструменты» со звуковым сопровождением
Май
Презентация «Насекомые»
Слайд-шоу «Явления природы»