понедельник, 28 августа 2017 г.

Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников

Здоровье свыше нам дано, 
учись, малыш, беречь его!

Очень важно, начинать воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой уже с раннего детства.
          Ребенок пошел в детский сад. Именно тогда родители и педагоги сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей как частая смена настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Отмечается также временное отступление нервно – психического развития от уже достигнутого уровня. Поэтому, физическое, психическое, социальное благополучие ребенка – вот что лежит в основе педагогического процесса.
    Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

 Важными в  работе с детьми в ДОУ является:
  •  предупреждение перегрузок,
  •  обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний,
  •  создание оптимального психологического климата в группе.

В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта. 
К работе по профилактике эмоциональных напряжений, а, следовательно, и подготовке детей к формированию у них основ здорового образа жизни я приступаю еще до прихода малышей в детский сад.

       Прежде всего, я знакомлюсь с особенностями будущих воспитанников, проведя анкетирование родителей (Приложение 1). Это дало возможность проанализировать степень готовности каждого ребенка к поступлению в детское учреждение, выяснить проблемы, которые могли возникнуть и дать рекомендации родителям по подготовке детей к приходу в детский сад. В нашем детском саду практикуется свободное посещение детей с родителями до начала адаптации. Дети вместе с родителями приходят на прогулки, знакомятся с помещениями в детском саду, для этого разработан режим пребывания на период адаптации в ДОУ и дома (Приложение 2).
 Цель таких посещений: познакомиться с новыми взрослыми и сверстниками, помочь детям привыкнуть к незнакомым людям.
Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной работы, план внедрения оздоровительных мероприятий: организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия (Приложение 3).
      Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками.

 Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: “Бросим мяч в корзину” и т.д.;
2. В играх прибегаем к сравнениям: “Попрыгаем как мячики. Побежим тихо, как мышки”;
3. Каждому малышу в нашей группе достаточно места для движения.
Я не делаю замечаний ребенку. Детей необходимо чаще хвалить, чем порицать;
4. Обязательно слежу за физической нагрузкой, не допускаю перевозбуждения.
5. Отслеживаю поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову.
6. Учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

После занятий по рисованию, лепке провожу  игры с активными действиями. 
Однако, после занятий, требовавших от детей сосредоточенного внимания, не разучиваем что-то новое. 
     Развивая двигательные навыки ребенка, мы можем корректировать задержки развития той или иной сферы. 
Например, коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие) начинается с воспитания моторных навыков именно в процессе движений, сопровождаемого словами. Песенками, прибаутками решаются задачи речевого развития: 
развивается понимание речи; расширяется активный словарь ребенка;
начинает образовываться фраза.
      Развитие психических процессов – с помощью игр, включающих в себя сенсорные представления: собрать в корзину мячи одного цвета, одного размера; из шариков и кубиков, разбросанных на полу выбрать кубики…
Адаптивное поведение можно скорректировать с помощью упражнений для релаксации и движениями, связанных с чередованием напряжения и расслабления разных групп мышц.
      Социализация малыша – с помощью развития движений и общих представлений (взрослый поет и показывает движения, ребенок ему подражает), движений и общения (дети вдвоем ведут куклу за руки…) 
     Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики, которую проводим в период адаптации детей к детскому саду. Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.
Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки и классическая музыка.
     Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; развить у них чувство ритма, побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-речевые игры я  активно использую в период адаптации детей к детскому саду, при знакомстве, для запоминания имен детей, создания положительного эмоционального микроклимата в группе. Привычные бытовые ситуации в жизни детей я сопровождаю играми и упражнениями, которые помогают ощутить собственное тело, а также снять физические зажимы, отработать рефлекс “избегания” (Приложение 4).
     Важно оберегать неокрепший организм неокрепшую детскую психику от сильных воздействий некоторых направлений современной музыки. 
Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры – драматизации очень полезны, потому, что их можно использовать во всех формах работы. Театр – всегда сказка, чудо, волшебное действо с красочным персонажем и увлекательным сюжетом. В игре снижается скованность, малыш раскрепощается, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных способностей, развивается фантазия, воображение.

     В настоящее время характерно увеличение количества детей с нарушением зрения. 
Поэтому, профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду. Следуя рекомендациям Г.В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение.-С-Пб.:2002.-124с), после каждого занятия, связанного с напряжением глаз,  тренирую мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями: 
1. Рассматриваем комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение.
2. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно на окна и дома.
3. Расставляем яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками подвешенный шарик, петушка на шкафу.

 Разучиваем несложную гимнастику для глаз:

И.п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.
И.п. сидя. Быстрые моргания в течение 20 секунд.
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
Легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 сек. 

Проводя работу по профилактике зрительных нарушений, я слежу за соблюдением светового режима, правильной посадкой, соблюдением рационального режима дня, сочетанием труда и отдыха, наличием прогулок на свежем воздухе, правильным питанием, не допускаем зрительного и общего утомления за счет включения в образовательный процесс физкультминуток и пальчиковых игр, проводим профилактику простудных заболеваний.

 Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляю по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков (Приложение5);
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма (Приложение 6);
 4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений;
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

  Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, я показываю и рассказываю всё, что ждёт их детей в  детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры провожу с согласия родителей.
     Но, главное, на что в первую очередь направлена  моя работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

     Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы:
  •  показы занятий,
  •  консультации, 
  •  досуги и развлечения,
  •  тематические родительские собрания,
  •  папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду,
  •  общение через блог «Ни минуты покоя».
 Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастки, физкультурных занятий, прогулки и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.


Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном выше направлении дает хорошие результаты, и стала вполне традиционной для  группы «Цыплята».

Комментариев нет:

Отправить комментарий